Помощь » Соискателям » Как правильно составить резюме
Как правильно составить резюме
 
По сути, резюме – самопрезентация, описание ваших профессиональных навыков и умений, личных качеств, опыта и конкурентных преимуществ. Однако это не биография, а самореклама с целью получить интересующую должность. 
 
Резюме должно быть
– информативным, 
– лаконичным, 
– логичным, 
– грамотным с точки зрения орфографии.
 
Основная задача резюме – произвести приятное впечатление при заочном знакомстве рекрутера или работодателя с соискателем. При этом важно оценивать себя и свои возможности адекватно. 
 
Фото
Встречают по одежке. Маленький квадрат с фото – это первое впечатление о вас на потенциальной работе. Пусть оно будет сдержанным. Подойдет портрет по плечи сделанный анфас. Фотографии в ярких нарядах лучше оставить для социальных сетей и домашних альбомов. 
 
Данные о себе
Впишите ваши фамилию, имя, город проживания. Для работодателя имеет значение населенный пункт, где проживает соискатель. Если на дорогу у человека будет уходить много времени, ему могут отказать. Такой сотрудник станет слишком уставать и, вполне вероятно, скоро найдет работу ближе к дому.
 
Контактная информация
Впишите ваши действующие контакты, по которым с вами можно связаться. Например, номер для звонков, общения в мессенджерах. 
В блоке Примечания укажите социальные сети, если там действительно есть что показать.
 
Допустим, вы ищете вакансию маркетолога и ведете экспертный блог на эту тему. В таком случае аккаунт окажет вам дополнительную помощь. А если вы ведете страничку только для близких и постите там фото с отдыха – такая информация в поиске работы вряд ли вам поможет. Лучше оставить ее при себе.
 
Адрес электронной почты не должен выглядеть смешным и абсурдным. Идеально, если там прописаны имя и фамилия – annapetrova@mail.ru. Неправильно – kapitan_ochevidnost@mail.ru.
 
Должность
Внимание! Одна должность – одно резюме. Если вы претендуете сразу на несколько должностей, составьте для каждой из них отдельное резюме. 
 
Важно прописывать общепринятое название должности, чтобы рекрутеру легко можно было найти вас. Если у вас есть узкая специализация и вы хотите работать именно в ней, напишите об этом в соответствующем поле. Например, Должность – «бухгалтер», Специализация –  «первичной документации».
 
Уровень дохода
Указывается по желанию. Чтобы трезво оценить ситуацию, лучше заранее проанализировать рынок труда и просмотреть средние зарплаты в вашем регионе и отрасли. Если все-таки надумаете вписать свои ожидания, накиньте к прошлой зарплате 15 – 20%. Это позволит вам поторговаться и не потерять в деньгах или получить повышение.
 
Опыт работы
Если речь идет не о начинающем специалисте, этот раздел самый главный в резюме. 
 
– Перечислять опыт работы принято в обратном хронологическом порядке. Следует указать дату выхода на работу и дату увольнения, отметить должность и функционал, делая акцент на профессиональных достижениях. 
– Если сфера деятельности организации не понятна из названия, напишите, чем конкретно занималась организация.
– Периоды стажировки и практики учитываются наравне с основным стажем.
– Если были большие перерывы в работе, стоит объяснить в резюме, почему. Например, находилась в декретном отпуске, трудился на фрилансе, занимался бизнесом. Или надо сослаться на важные обстоятельства, в силу которых человек не мог работать.
– Если большой опыт в одной профессии, следует рассказать немного подробнее о трех последних годах. Работодатели чаще всего обращают внимание именно на эти даты. Поэтому есть смысл написать о них подробно, а о предыдущем опыте вкратце.
– Любого работодателя насторожит, если человек меняет профессию или место трудоустройства каждый год. Длительность работы менее трех месяцев выглядит так, как будто он не прошел испытательный срок. Рекомендуем вообще не упоминать этот эпизод в резюме. Если с этим периодом связан интересный опыт, лучше подчеркнуть, что это была проектная занятость.
 
Если опыта работы нет – выберите из предложенного списка причину или укажите свою.
 
О себе
Если вы видите дополнительный раздел о себе, укажите свои увлечения, которые будут полезны для конкретной вакансии.
Допустим, соискатель на должность в интеллектуальной сфере может написать про игры в городском чемпионате «Что? Где? Когда?» А на вакансию, где необходима хорошая физическая подготовка, – про увлечение спортом.
 
Здесь же обычно пишут про ответственность и коммуникабельность. Попробуйте отойти от избитых шаблонов и подумайте, чем вы выгодно отличаетесь от других.
 
– Цените свое и чужое время и никогда не опаздываете?
– Любите чистоту и поэтому держите в порядке свое рабочее место и помогаете с этим другим?
– А может быть, ваш супернавык – это умение составлять понятные ТЗ и работать в команде?
 
Не пишите информацию для галочки. Лучше чуть-чуть подумайте и покажите, что вы адекватный человек, который будет полезен компании.
 
Знания и навыки
Навыки – это те ваши качества, которые важны для определенной профессии. Если вы составляете резюме для работы копирайтером, отразить нужно одни навыки. А если для работы бухгалтером – другие.
 
В этом же разделе можно расписать, чего вы добились на прошлой работе. Смело пишите о ваших трудовых наградах и нововведениях, которые улучшили жизнь всему отделу и помогли компании заработать больше денег.
 
Размытых понятий лучше избегать. Они выглядят неубедительно, и их сложно проверить. Например, «ни разу не опоздал на работу» или «был самым активным на всех планерках» не подойдет. А вот «решил проблему с перебоями в поставках оборудования, что привело к увеличению заказов на 20%» – очень даже.
 
Если сходу сказать о достижениях сложно, вспомните, какие сложные моменты в работе возникали, как вы помогали их решить и к какому результату пришли.
 
Образование 
Необходимо указать уровень образования: высшее или среднее специальное. Перечислить в резюме учебные заведения, год окончания и полученную специальность.
 
Если претендент учился на курсах или проходил тренинги, связанные с должностью, на которую он рассчитывает, стоит написать о них. Но не надо перегружать резюме перечислением сертификатов о дополнительном образовании, не относящихся к этой работе. 
Курсы по вязанию или школа спортивного ориентирования будут лишними, если ваша цель – устроиться инженером.
 
Рекомендации с предыдущего места работы
Рекомендации предыдущих работодателей не являются обязательными, но их наличие повышает доверие к соискателю. Можно указать в резюме имена, должности и контакты бывших руководителей, чтобы следующий наниматель мог получить отзыв о профессиональных и человеческих качествах своего потенциального сотрудника.
 
Другая важная информация
Важно, чтобы дополнительная информация о кандидате имела хотя бы косвенное отношение к профессии. Если человек заявляется на вакансию учителя литературы, совершенно неважно, какой у него водительский стаж. Обязательно нужно указать, готов ли человек к переезду или командировкам. Если рассматривается только удаленная работа, также стоит сказать об этом или отметить свои пожелания. Это увеличит область видимости резюме на сайте в поиске и повысит шансы быть приглашенным на собеседование. В самом конце резюме необходимо сообщить, когда соискатель готов приступить к работе.
 
Важно и датирование резюме. Это подтверждает актуальность работы для претендента. Если дата устарела, работодатель может решить, что человек давно и безуспешно ищет работу. Поэтому, обновляйте резюме хотя бы раз в полгода.
 
Проверка и корректировка резюме
Перед отправкой работодателю лучше перечитать резюме несколько раз, попросить кого-нибудь, кто хорошо владеет русским языком, проверить его или воспользоваться специальными программами.
 
Чего не надо указывать в резюме
Резюме – это краткая информация об опыте работы, знаниях, навыках и компетенциях. Для этого документа неуместны следующие данные:
 
– причины увольнения с предыдущей/их мест работы;
– опыт работы, который не имеет отношения к вакансии;
– семейное положение и личностные характеристики;
– подробности о хобби и увлечениях;
– отсутствие вредных привычек (лучше указать в сопроводительном письме).
 
Остальное можно передать вживую, через портфолио или сопроводительное письмо.